ОгласКа: Рецензия на фильм Сумрачный самурай

Дорогие читатели, по прошествии достаточно большого количества времени члены Киноакадемии издания «Новости кино» (Kinonews.Ru), пусть и несколько спонтанно, но, тем не менее, с большим энтузиазмом приняли решение возродить свою популярную в прошлом рубрику «ОгласКа». Для тех, кто забыл, или же вообще не знает, что она из себя представляет, мы дадим короткую аннотацию: несколько авторов сообща выбирают какой-то неочевидный фильм, который в силу различных обстоятельств оказался обделён зрительским вниманием, или же не обделён, но по прошествии лет был несколько подзабыт массовым зрителем, и отсматривают его; затем каждый из участников пишет на него развёрнутый отзыв, после чего все эти мнения, которые зачастую могут быть полярными и изрядно противоречащими друг другу, объединяются в одну большую рецензию.

WARPOINT

Цель «ОгласКи»- исследование самых экзотических уголков бескрайнего кинематографического моря, дабы выудить из него жемчужины, которые из-за обилия разнообразного контента могли ускользнуть даже от самого острого и бдительного глаза. Но, как и все кладоискатели, силящиеся отыскать заветный минерал, мы иногда натыкаемся на пустые ракушки, лишенные драгоценного содержимого- но, это уже, как говорится, издержки профессии.

В этом выпуске «ОгласКи» мы бы хотели обратить ваш взор, уважаемые читатели, в сторону Японии. Возможно, в разговоре о достижениях кудесников камеры из Страны восходящего солнца кто-то справедливо вспомнит зубодробительные криминальные боевики Такеши Китано, а любители аниме наверняка упомянут искусных мультипликаторов, среди которых есть как минимум одна признанная мировая икона в лице Хаяо Миядзаки, но, само собой, японский кинематограф на протяжении всего времени своего существования был очень тесно связан с самурайской тематикой.

В связи с этим было бы кощунством не упомянуть ещё одну знаковую фигуру- это Акира Куросава- безоговорочный гений, чьими заветами пользуется уже ни одно поколение постановщиков со всего земного шара. Будучи новатором и одним из первопроходцев, Куросава оказал очень внушительное влияние на мировой кинематограф и приложил руку в том числе и к тому, что ленты о самураях получили культовый статус далеко за пределами Японии. Однако мы с коллегами решили остановить свой выбор на работе другого, не столь известного, но всё же не менее увлечённого исследователя различных аспектов жизни самураев, коим является Ёдзи Ямада и его ленте «Сумрачный самурай», удостоившейся в далеком две тысячи четвертом году упоминания на церемонии вручения «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Обо всех достоинствах и недостатках этого полотна вам сейчас подробно изложат наши авторы.

Человек, изворотливый в словах и улыбчивый, редко бывает добродетелен

Режиссер Ёдзи Ямада — главный, наверное, рефлексирующий интеллигент японского кинематографа, никогда не был баловнем судьбы и всегда из природной скромности предъявлял к себе как человеку и профессионалу повышенные требования. Рассказывал всю жизнь истории о «маленьких людях», видимо и себя причисляя к их клану, при этом был непревзойденным рассказчиком (сценаристом) и мастером стиля. Считается, что в преклонном возрасте он решился переменить участь, отойти от привычных алгоритмов, дабы создать свою легендарную «самурайскую трилогию», первой частью которой и является «Сумрачный самурай» («Сумеречный Сэйбэй»), собравший 13 главных наград Японской киноакадемии в 2003, не обойденный вниманием на международных кинофорумах (номинация на главный приз Берлинале 2003 и номинация на «Оскар 2004» за лучший фильм на иностранном языке) и популярный в мировом прокате.

Действительно ли то была полная перезагрузка ментальности Мастера Ямада? Да, формально это исторический боевик из жизни Японии 19 века, но как мало в нем пафоса и как поразительно вся история близка к дню сегодняшнему! Да, Ямада не забыл о жестких самурайских поединках (сечах) — но в этом ли главный посыл ленты? Герои носят одежды, соответствующие времени, но почему так узнаваемы все перипетии их судеб, и почему в них так легко узнается популярный хрестоматийный герой русской классической прозы — маленький человек из произведений Чехова и Достоевского, Пушкина и Гоголя?

И почему единственным рыцарем без страха и упрека оказывается не блестящий воин, но простой самурай, который давно уже за заботой о выживании семьи отстранился от самурайской звериной ярости и спокойного пренебрежения к собственной жизни? Почему исповеди двух вынужденных противников-самураев в финале ленты не кажутся неуместными и так близки нерву драматических монологов европейских классиков? Титульный персонаж Сэйбэй в задумке Ямада и воплощении Хироюки Санады — редкое средоточие благородства, мужества и аскезы, которое может быть облачено в любые сколь угодно неприглядные одежды, существовать в любом пространстве и времени, но именно благодаря ему наша жизнь никогда не свернет с верного пути. Отмечу, что тихое очарование и скромное обаяние картины взывают к особой деликатности зрителя. Constance

Путь самурая

Под колоссальным влиянием кино, литературы и массы других явлений поп-культуры в сознании многих людей за самураями закрепился образ бесстрашных воинов, которые без малейших раздумий пойдут на смерть, дабы защитить собственную честь или же честь своего господина, и при том они столь искусны во владении мечом, что всего лишь одним ловким движением способны отсечь голову своему противнику. Кстати, при работе над образом Джедаев для своей культовой франшизы Джордж Лукас, будучи, к слову, большим поклонником картин Куросавы, во многом вдохновлялся образом жизни самураев и их заповедями.

Так вот, главная особенность «Сумрачного самурая» состоит в том, что Ёдзи Ямада решил отойти от устоявшегося представления о самураях и показать их жизнь с совершенно иного ракурса. Главный герой фильма Сэйбэй- самурай низшего ранга, имеющий весьма скромный доход, который едва позволяет его семье сводить концы с концами. Однако, авторы стремятся раскрыть Сэйбэя прежде всего ни как воина, но как любящего отца семейства, который после кончины жены вынужден в одиночку тащить на себе двух маленьких дочек и больную мать. И вот за такой, далёкой от геройства и подвигов, философией, можно услышать тихую исповедь маленького человека, который совершенно не претендует на высоко летящего журавля, но боготворит синицу в своих руках. Даже получая шансы на то, чтобы как-то изменить своё повседневное бытие.

Сэйбэй взвешенно их отвергает, понимая, что ему есть что терять. Он не пытается улучшать свою жизнь, не гонится за большими амбициями, а просто радуется тому, что имеет. Отдельного упоминания заслуживает прекрасное выступление на главной роли Хироюки Санады, сумевшего очень тонко воплотить на экране образ скромного, но в высшей степени благородного воина с широкой душой. «Сумрачный самурай»- это не только весьма нетривиальный взгляд на быт и культуру самураев, но и трогательная история человека, который не взирая на все тяготы и отсутствие сколь-нибудь значимых материальных благ черпает счастье в любимых людях и заботе о них.

В завершение своего рассказа хотел бы отметить ещё один немаловажный факт: «Сумрачный самурай» является первым фильмом в самурайской трилогии мастера Ямады. Вслед за ним поочередно выходили с разницей в два года его духовные продолжения- «Скрытый клинок» и «Любовь и честь». Все три фильма объединяет то, что их сюжеты посвящены историям из жизни самураев низшего ранга. Любителям самурайских фильмов и поклонникам «Сумрачного самурая» в частности, могу смело порекомендовать ознакомиться со всей трилогией- она того стоит. Игорь Юрьев

Японский кинематограф всегда славился самурайскими историями (как, собственно, и сама страна), ведшими свою традицию ещё со времен Акиры Куросавы

Ведь самурай символизирует возвышенное и образцовое; олицетворяет собою честь и долг. Но исторические эпохи уходят в прошлое, общество меняется, а её элита утрачивает свои позиции. Этой «маленькой трагедии», » Вишнёвому саду» Чехову и посвящён фильм Ёдзи Ямада.

Схоронивший жену самурай низшего ранга Сэйбей служит в клане, живёт с двумя детьми и выжившей из ума матерью (которая постоянно забывает своего сына, что является яркой метафорой вообще неприметности героя для всех) и пребывает в жесточайшей нужде, из-за которой ему приходится попадать в позорные ситуации и вообще стыдится себя. Такое трогательное и местами меланхоличное повествование заставляет зрителя проникаться искренним сочувствием к этому персонажу. А бытовые зарисовки, жизнь горожан и крестьян погружает в Японию 19 века. Но место героическому непременно найдётся! Ведь настоящий самурай не в позёрстве и надменности, не в новеньком кимоно и длинном мече, а в силе духа и готовности исполнить свой долг, что и демонстрирует герой этой лирической истории, прекрасно сыгранный Хироюки Санадой. George

Тихий, неспешный и меланхолический фильм, повествующий об истинном счастье и жизненных ценностях

За, как мне показалось, настраивающей на самурайский боевичок аннотацией и на первый взгляд даже пафосным названием «Сумрачный самурай» кроется история про обычного мужчину, который в ущерб своему статусу среди любящих вечерние посиделки коллег предпочитает сразу же после работы, в сумерках, возвращаться домой к своим родным. Этот самый мужчина, вдовец, главный герой с идеальным самообладанием, буквально посвятил себя своей семье: двум маленьким дочкам и душевнобольной матери. Он ведёт бедную, скромную, далёкую от бессмысленных развлечений и сражений жизнь. В угоду своему прошлому, он всё-ещё владеет какими-то боевыми навыками, но воином его уже точно нельзя назвать, как и весь этот фильм нельзя назвать очередным ярким развлечением про храбрых и баснословных самураев, которым что ни минута — то дай за чью-нибудь честь до смерти постоять.

За все два часа хронометража «Самурай» не может похвастаться хоть каким-либо разнообразием костюмов, декораций или боевых сцен. Даже цветовая гамма всё время находится в строгих, наводящих на тоску «коричнево-зелёных» рамках. Однако, подобная стабильная картинка и отсутствие экшена не портят фильм и не делают его просто унылым и скучным шлаком, не достойным просмотра, а наоборот, они создают особую, реалистичную атмосферу, заставляющую привыкший к сочным зрелищам мозг современного киномана отбросить потребность в визуальных аттракционах и углубиться в саму суть фильма. Залезть в его посыл настолько глубоко, насколько это возможно. И по итогу удаётся извлечь одни из самых ценных уроков: «не важно, что говорят о тебе остальные люди» и «счастье находится в родных и близких».

Что касается моего общего мнения по этому фильму, то могу сказать только одно: самурайское кино всегда было и всегда будет «на любителя», поэтому, даже при всех его сюжетных плюсах и прочих положительных моментах, лично я, как не самый ярый фанат подобного жанра, не могу сказать, что это было лучшее из того, что я видела. В остальном, хоть технически и атмосферно фильм хорош и у него есть качественная поддержка правильных ценностей, мне всё же нашлось, к чему ещё придраться. Мне не хватало…жизни, проработанности дочерей как полноценных персонажей, а не как важной мебели на фоне, и чуть более активной мимики актёров. Mono

Пропускать нельзя смотреть

«Сумрачный самурай» постановщика Едзи Ямада для меня в первую очередь- трогательная история любви. Любви, заботы, преданности и самопожертвования. Японский быт, колорит, самураи — всё здорово. Но во главе угла все же поставлю взаимоотношения между персонажами отважного и преданного Хироюки Санады и нежной Риэ Миядзава, чья любовь проносится красной нитью от далекого детства до недалёкого и трагичного будущего со всеми принятиями, расставаниями и радостью встреч. Те, кто скажут: «Хэппи-энд!», — не ошибутся. Те, кто скажут обратное, будут правы тоже. Такова жизнь. Она не всегда делится на белое и черное. Для кого-то три оставшихся года станут самыми счастливыми за все время, а некоторые же будут плеваться от каждой прожитой минуты, беззаботно прозябая на диване, давя на жалость и сокрушаясь на все и вся.

«Сумрачный самурай» — это качественная постановка, заслужившая все свои награды и признание. Потрясающие актерские работы от мала до велика и пронзительный саундтрек идут в довесок хорошей истории, гармонично сплетаясь друг с другом. А посему я всё-так скажу: «Пропускать нельзя, смотреть!». MiB

«Сумрачный самурай»- это то кино, про которое говорят, что оно не для всех

На мой взгляд, у него несколько затянутое начало, так как подводка к основной сюжетной завязке происходит лишь спустя 40 минут просмотра. Один проступок, который совершает главный герой в начале ленты, по итогу постоянно преследует его по мере развития истории и, в конце концов, аукается в финале. Фильм весьма спокоен, в нем показывают обычные будни самурая, который трудится на складе и заботится о детях и больной матери. Всё действие происходит чересчур медлительно, а персонажи столь невыразительны, что я даже не запомнил их имена. Несколько улучшила впечатления от просмотра напряженная развязка- сцена беседы двух самураев с последующим поединком получилась очень интересной и зрелищной. А вот любовная ветка в «Сумрачном самурае» также хромает. На протяжении всего фильма зритель вынужден сидеть и томно ждать, да когда же главный герой наконец осмелится открыть свои чувства даме сердца, пойдя наперекор своему собственному кодексу. Это история о самурае, которому куда милей стезя простого фермера. Kent S

Оценки по десятибалльной шкале:
Constance………. 8/10
Игорь Юрьев….. 8/10
George…………… 9/10
Mono……………… 7/10
MiB………………… 9/10
Kent S……………. 4/10
Средняя оценка: 7,5 из 10.

Мы рады, если смогли вас заинтересовать и желаем вам приятного просмотра! 26.03.2024 Авторы: Игорь Юрьев, Ольга Королева, Татьяна Федотова
Источник

Doctorslon KZ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *